Общие положения
Основы государственной антикоррупционной политики определены Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией, Закон). В Законе в определены понятия о коррупционной деятельности и закреплены основные положения по мерам и способам профилактики преступлений в данной сфере.
Согласно Статье 1 Закона о борьбе с коррупцией под коррупцией понимается:
умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
Конфликт интересов
Согласно Статье 1 Закона о борьбе с коррупцией конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют, или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
- государственное должностное лицо, в деятельности которого возникает конфликт интересов;
- наличие личного интереса государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников (перечень субъектов является исчерпывающим);
- наличие у государственного должностного лица конкретных обязанностей по службе, на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по службе (работе));
- факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.
В Части 1 Статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).
Ответственность за нарушение Закона
Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (Статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (Статья 37 Закона о борьбе с коррупцией) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.
Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.
Законодательные акты
- Уголовный кодекс Республики Беларусь
- Трудовой кодекс Республики Беларусь
- Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»
-
Закон Республики Беларусь от 14.06.2003
«О государственной службе в Республике Беларусь» -
Закон Республики Беларусь от 04.01.2014
«Об основах деятельности по профилактике правонарушений» -
Закон Республики Беларусь от 28.10.2008
«Об основах административных процедур» -
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012
«О государственных закупках товаров
(работ, услуг)» - Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
- Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644 «Об утверждении Положения о деятельности координа-ционного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2016 № 19
«О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» -
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.2017 № 445
«Об утверждении перечня сложных и многоступенчатых административных процедур, осуществляемых уполномочен-ными органами в отношении граждан
(кроме индивидуальных предпринимателей)»
Перечень уголовно наказуемых коррупционных преступлений
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями;
- легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности;
- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности;
- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности;
- превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности;
- незаконное участие в предпринимательской деятельности;
- получение взятки;
- дача взятки;
- посредничество во взяточничестве.
Перечень административных коррупционных преступлений
- нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг);
- нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств);
- нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве;
- нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов;
- нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;
- мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно покушение на такое хищение;
- и др.
Совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, может влечь гражданско-правовую ответственность. Например, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны недействительными.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен законодательством. Например, порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен Главой 14 ТК. Для констатации наличия в деянии коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, необходимо установить все признаки соответствующего деяния.
Лицо, совершившее коррупционное правонарушение или правонарушение, создающее условия для коррупции, может быть привлечено к материальной ответственности. Пределы материальной ответственности работника за допущенные нарушения устанавливаются законодательством, коллективным договором и (или) контрактом, договором о полной материальной ответственности.
Комиссия по противодействию коррупции
Согласно Закону о коррупции каждое государственное предприятие и организация Республики Беларусь должны предпринимать меры по профилактике и выявлению коррупционных преступлений. С этой целью в Государственном учреждении «Белспортобеспечение» была создана специальная комиссия по противодействию коррупции во главе с директором учреждения.
Основная цель комиссии – осуществление деятельности по предотвращению и выявлению коррупционных преступлений и конфликтов интересов.
В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством в области борьбы с коррупцией, а также «Методическими рекомендациями по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях».
Основные задачи комиссии
- аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций;
- обобщение и анализ поступающей информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций;
- своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
- разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в государственном органе (организации), подчиненных организациях, анализ эффективности принимаемых мер;
- координация деятельности структурных подразделений государственного органа (организации), подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
- взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
- рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики);
- принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.