Главная / О нас / Коррупция

Коррупция

image_pdfimage_print

Общие положения

Основы государственной антикоррупционной политики определены Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией, Закон). В Законе в определены понятия о коррупционной деятельности и закреплены основные положения по мерам и способам профилактики преступлений в данной сфере.

Согласно Статье 1 Закона о борьбе с коррупцией под коррупцией понимается:

умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Конфликт интересов

Согласно Статье 1 Закона о борьбе с коррупцией конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют, или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

При отнесении ситуации к конфликту интересов следует установить каждый из элементов, указанных в законодательном определении конфликта интересов:

В Части 1 Статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).

Основанием для непринятия самоотвода является отсутствие конфликта интересов либо возможность его урегулирования иными способами.

Ответственность за нарушение Закона

Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (Статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (Статья 37 Закона о борьбе с коррупцией) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.

Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.

Законодательные акты

Перечень уголовно наказуемых коррупционных преступлений

Перечень административных коррупционных преступлений

Совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, может влечь гражданско-правовую ответственность. Например, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны недействительными.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен законодательством. Например, порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен Главой 14 ТК. Для констатации наличия в деянии коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, необходимо установить все признаки соответствующего деяния.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение или правонарушение, создающее условия для коррупции, может быть привлечено к материальной ответственности. Пределы материальной ответственности работника за допущенные нарушения устанавливаются законодательством, коллективным договором и (или) контрактом, договором о полной материальной ответственности.

Комиссия по противодействию коррупции

Согласно Закону о коррупции каждое государственное предприятие и организация Республики Беларусь должны предпринимать меры по профилактике и выявлению коррупционных преступлений. С этой целью в Государственном учреждении «Белспортобеспечение» была создана специальная комиссия по противодействию коррупции во главе с директором учреждения.

Основная цель комиссии – осуществление деятельности по предотвращению и выявлению коррупционных преступлений и конфликтов интересов.

В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством в области борьбы с коррупцией, а также «Методическими рекомендациями по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях».

Основные задачи комиссии

Члены комиссии регулярно собираются на специальных заседаниях с целью обсуждения законодательства, планирования мероприятий по профилактике коррупционных рисков и преступлений, обсуждения полученной информации о выявленных случаях коррупционных правонарушений и т.п. Периодичность проведения заседаний определяется руководством организации в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции». По итогам заседании составляется протокол.
Электронное обращение
Прокрутить вверх